В два часа ночи четырехэтажное здание весом в 23 000 тонн медленно тронулось в путь

 


Прогуляемся по главной улице Москвы, Тверской, от Красной площади в сторону «Маяковской». Перед глазами привычная картина монументальных серых зданий, расцвеченных рекламой, пестрота витрин, непрерывный поток автомобилей. А вот в одном из домов-гигантов под номером шесть арка. Заглянем?

(Вторник, 18 Декабря 2018 г. 07:49 + в цитатник)

Выложенный зеленоватыми изразцами, украшенный нежнейшими орнаментами, со шпилем на башенке, стоит себе сказочный дом в обычном сером дворе. Ну да, правильно: Саввинское подворье – гостиница Саввино-Сторожевского монастыря – относится к лучшим зданиям неорусского стиля, среди которых числятся Марфо-Мариинская обитель, Ярославский вокзал , здание ссудной казны в Настасьинском переулке. Но каким ветром занесло его сюда? Кто задвинул его вглубь, убрал с людских глаз?


История эта началась давным-давно – в XV веке, когда итальянский инженер Аристотель Фьораванти заключил в клетку каменную колокольню церкви Санта Мария Маджоре в городе Болонья и с помощью воротов и канатов отодвинул ее на 13 метров в сторону.

Довольно долго слухи о едущих домах общественность не тревожили (разве что в 1812 году случилась передвижка деревянной церкви в городе Моршанске). Пока в 1870 году в Нью-Йорке не была зарегистрирована фирма, специализирующаяся на передвижке строений. И дома по Америке поехали и поплыли. Не спеша переехало по железной дороге из одного города в другой здание суда, закрепленное на четырех платформах. Перебрались поближе к железной дороге вместе со своими домами жители небольшого городка в штате Джорджия. А в штате Делавэр можно было наблюдать целый поселок трехэтажных домов офицеров речного флота, плывущий на баржах к новому месту назначения.
Арка, в которой спрятано Саввинское подворье

Путешествовали и более монументальные строения. В Бостоне для расширения проезжей части отодвинули гостиницу весом в две тысячи тонн. В Питтсбурге церковь с двумя рядами колонн внутри не только сдвинули с насиженного места, но и подняли домкратами на 2,5 метра. Аж на 26 метров переместили капитальное здание Иллинойской железной дороги в Чикаго. Дома не только передвигали, но разворачивали, поднимали, опускали, разрезали.

Разумеется, американское изобретение, как его тогда называли, не прошло мимо России. Первой экспериментальной ласточкой оказался двухэтажный дом на Каланчевке, мешавший расширению товарной станции Николаевской железной дороги. О методе Федоровича вспомнили, когда началась реализация генерального плана реконструкции Москвы 1935 года.

Расширение Тверской

Особое внимание уделяется главной улице столицы – Тверской, носившей тогда имя Горького. «Один дом выбежал на несколько шагов на улицу, как будто бы для того, чтобы посмотреть, что делается на ней, а другой отбежал на несколько шагов назад, как будто из спеси или из скромности», писал о ней Белинский. Еще хлеще охарактеризовал Тверскую Маяковский: «Вьется улица-змея». Конечно, это никуда не годилось. И ее стали делать «прямой, как стрела, и торжественной, как гимн». К тому же решили расширить в два раза – с 20 до 40 метров.
Саввинское подворье, превращенное уже к тому времени в жилой дом, этим прекрасным планам мешало. Вердикт - сносить. Жильцы взмолились о сохранении уникальной красоты, стали писать письма в Моссовет. Но главную роль, скорее всего, сыграло не это. Двигать четырехэтажное здание с внутренними дворами, арками, да к тому же весом в 23 000 тонн – задачка не из легких. Это и соблазнило власти. Ведь в Штатах к тому времени самым крупным передвинутым зданием был вышеупомянутый вокзал Иллинойской железной дороги – всего 11 000 тонн. Какая прекрасная возможность в очередной раз переплюнуть Америку!

Подготовка длилась более четырех месяцев. Жильцы просили предупредить о переезде заранее, чтоб успеть отселиться, но им называли заведомо ложные сроки. И вот в 2 часа ночи 4 марта 1939 года 20-тонная лебедка плавно покатила дом от Тверской, вглубь. Водопровод, электричество и прочие коммуникации были подсоединены времянками и продолжали работать. Полтысячи жильцов мирно спали и ничего не заметили. Даже выстроенная накануне шестилетней девочкой Инной башня из кубиков осталась целой. Только старое Саввинское подворье уезжало от трассы вглубь, во двор, со скоростью 6–10 м в час.




Передвижка Саввинского подворья

За стахановские сроки (тогда все было стахановское) решено было передвинуть здание Моссовета. И действительно, творение Матвея Казакова – вместе с подвалом и чиновниками – путешествовало всего 41 минуту. Отодвинули с Тверской и развернули на 90 градусов здание глазной больницы, что теперь в Мамонтовском переулке. Всего в 1930-е годы в Москве переехали 23 каменных дома. В послевоенное время счет путешествующих зданий пошел на единицы.

Особняк Сытина уехал с Пушкинской площади

Покинул Пушкинскую площадь особняк Сытина. «В пять утра, когда рассвет только намечался над городом, были закончены последние приготовления... Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырех домкратов уперлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы...», – так романтично описывал это корреспондент «Труда» в апреле 1979 года. Последним событием в этой области стала в 1983 году реконструкция МХАТа в Камергерском переулке, когда здание разделили вертикально по линии театрального занавеса, и часть со сценой была отодвинута на 12 метров. Стены, весившие около 5 тонн, неделю перерезали стальными тросами. Все. Больше дома не ездят. Даже как-то жаль.

" Популярные сообщения "

Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время

Интересная статья о В.И. Ленине и о механизме вранья-"Ленин и зайцы"

Жостовская роспись - русский народный промысел

История создания Николаевской железной дороги

ИСТОРИЯ АЛЯСКИ