В подвалах Исаакия
Мы с восторгом всегда смотрим на величие Исаакия, но не все знают, что хранится в подвалах этого Собора.
Блокадный Ленинград – незаживающая рана в сердце каждого человека, рожденного на берегах Невы. Когда ты молод, то ты порой и не замечаешь эту рану, эту мету, но с возрастом боль эта начинает усиливаться – словно ты сам проживаешь трагедию, которую смогли пережить твои родители, деды, прадеды…
В подвалах Исаакиевского собора, под мощными сводами светло и тепло –
температура здесь, поддерживаемая климат-контролем, всегда около 19-20 градусов тепла.
В подвалах располагаются многие службы огромного музея, но сюда постоянно приходят и экскурсионные группы – чтобы увидеть мемориальную экспозицию «Чтобы помнили…» - о жизни собора в блокаду, о том, что он стал укрытием для музейных сокровищ, которые успели вывезти из ленинградских пригородов – Петергофа, Ломоносова, Пушкина, Павловска, Гатчины.
С 25 августа 1941 года исполнение обязанностей директора Государственного антирелигиозного музея – так именовался тогда музей в Исаакиевском соборе, а затем и Объединённого хозяйства музеев было возложено на старшего научного сотрудника Евдокию Игнатьевну Лединкину. Главным хранителем стала Серафима Николаевна Балаева – сотрудник Гатчинского дворца, ушедшая от фашистов, оккупировавших Гатчину, буквально пешком, до последнего момента спасавшая музейные ценности.
В соборе всю войну трудились хранители Ирина Константиновна Янченко из Гатчины – она погибла во время жуткого обстрела города в 1943 году, а ее маленький сын был покалечен осколком, Анна Ивановна Зеленова и Бронислава Самойловна Волкинд из Павловска, Евгения Леонидовна Турова из Пушкина, Елена Николаевна Элькин, Анна Константиновна Сементовская и Алексей Алексеевич Черновский из Музея истории города, Марина Александровна Тихомирова из Петергофа. Главным архитектором Исаакиевского собора остался Николай Устинович Малеин, а группу пожарной охраны возглавил Николай Фёдорович Мордыко.
Здесь, под этими сводами, хранились ценности и из Домика и Летнего дворца Петра Первого, экспонаты Музея истории города. Здесь на казарменном положении жили сотрудники Объединенного хозяйства музеев – шестьдесят четыре взрослых и трое детей – Генрих и Рита Вейсы – дети Николая Генриховича Вейса, и Алеша Туров – сын Евгении Леонидовны Туровой. Дети пережили блокадную зиму, а вот двадцать взрослых – нет…
Сергей Николаевич Окунев, хранитель экспозиции музея «Чтобы помнили…» пришел в Исаакиевский собор из кораблестроения – он, кандидат технических наук, был конструктором глубоководной техники, потом, после распада СССР, пошел в кооператив, но там ученому было скучно. Пришел в собор по приглашению тогдашнего директора Георгия Петровича Бутикова, а до этого, много работая в архивах ВМФ, часто встречал ссылки на те или иные документы по Исаакиевскому собору.
В подвалах Исаакия " Чтобы помнили" |