История создания Николаевской железной дороги
Источник 28 августа в 1851 году была построена Николаевская железная дорога
![15. Высокоскоростной поезд «Сапсан»](https://img-fotki.yandex.ru/get/196020/156792724.2fe/0_14ed7e_eb045b35_orig.jpg)
Во время строительства было построено свыше 30 железнодорожных станций, около 200 мостов, проложены 70 водопропускных труб, 20 путепроводов, сторожевые дома и переезды, между станциями провели телеграф. Спустя годы мы вспоминаем, как это было и во что это превратилось.
1.
Год 1703. Основан город на Неве — Петербург, который спустя 9 лет
становится столицей Российской империи. Численность населения
возрастает, большинство продовольственных (и других) грузов доставлялось
по воде на баржах, что было, конечно же, очень долго и не всегда
надежно.
![2. История создания Николаевской железной дороги](https://img-fotki.yandex.ru/get/60436/156792724.2fe/0_14ed71_48592efe_orig.jpg)
2.
Год 1798. Учреждается Департамент водяных коммуникаций (позже будет
расформирован на управление водяными и сухопутными путями сообщения,
Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения), в котором
находилась модель и описание «чугунной дороги для перевозки тяжестей».
3.
Вообще в России эксплуатация железных дорог началась в конце XVIII
века, но только в промышленном масштабе. А возникновение железных дорог
общего пользования было обусловлено развитием промышленности и торговли.
Кроме того, железные дороги того времени, по сравнению с другими видами
путей сообщения, обладали преимуществом в значительном увеличении
скорости доставки грузов и пассажиров, уменьшении стоимости транспортных
услуг, большем комфорте пассажиров относительно другого сухопутного
транспорта. Так-то.
4.
Год 1826. Начинаются обсуждения предложений о строительстве железных
дорог в России в зимнее время. Однако в 1835 году австрийский инженер и
предприниматель Герстнер пытается убедить Николая I в необходимости
строительства железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой.
![5. Николай I](https://img-fotki.yandex.ru/get/118251/156792724.2fe/0_14ed74_97922d14_orig.jpg)
5.
Год 1838. Наконец Николай I приказывает составить план проекта железной
дороги между Петербургом и Москвой. Дорога проектировалась как еще один
вид путей сообщения, способный частично разгрузить водный и гужевой
транспорт и обеспечить более быструю доставку грузов и пассажиров. Было
предложено несколько вариантов, экономически несостоятельных, по мнению
большинства, однако в 1842 году император все же подписал указ о
«сооружении железной дороги Петербург — Москва».
6.
При комитете была учреждена Строительная комиссия. Линия была разделена
на два строительных участка, разграниченных в районе Бологое. В
качестве главного консультанта строительства был приглашен инженер из
США. И уже в конце апреля 1843 года трасса дороги была нанесена на
карту, утверждена и принята к руководству при строительстве.
Одновременно с трассированием линии проводились гидрометрические и
инженерно-геологические изыскания. (Картина художника К.А.Савицкого)
![7. История создания Николаевской железной дороги](https://img-fotki.yandex.ru/get/196365/156792724.2fe/0_14ed76_ab61ddcc_orig.jpg)
7.
Год 1843. Линия строилась шириной 1524 м, длиной 645 км. Большие мосты,
вокзалы и крупные станции выделялись в самостоятельные строительные
участки. Все участки возглавлялись инженерами путей сообщения.
Наибольшее число рабочих приходилось на землекопов, которых на
строительстве находилось ежегодно до 40 000 человек.
![8. История создания Николаевской железной дороги](https://img-fotki.yandex.ru/get/196020/156792724.2fe/0_14ed77_441d19f7_orig.jpg)
8.
Год 1851. Открытие движения. За два дня по новейшей железной дороге на 9
поездах было перевезено два батальона лейб-гвардии Преображенского и
Семёновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и
Конного полков и дивизион гвардейской артиллерии. А 18 августа в Москву
отправился царский поезд, состоявший из 9 вагонов. Путешествие, вместе с
остановками, заняло 19 часов. В день официального открытия в поезде
было 17 пассажиров первого класса, 63 — второго и 112 — третьего класса.
Поезд прибыл в Москву в 9 часов утра следующего дня, пробыв в пути 21
час 45 минут.
9.
Первое время плата за проезд пассажиров от Петербурга до Москвы
составляла: в первом классе 19 рублей, во втором — 13 и в третьем — 7
рублей. За меньшую плату людей возили в товарных поездах, а летом — на
открытых платформах.
10.
Перевозка грузов из одной столицы в другую, в зависимости от вида,
стоила от 9 рублей 16 копеек до 24,42 р. за тонну (от 15 до 40 копеек за
пуд).
11.
Средняя скорость движения составляла 29,6 километра в час. Постепенно
скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось. Уже
в 1913 году поезд из девяти пассажирских вагонов во главе с паровозом
серии «С» Сормовского завода преодолел расстояние от Петербурга до
Москвы за то же время, что и современные поезда, курсирующие на
маршруте.
12.
Год 1932. На железной дороге появились пассажирские паровозы серии «ИС»
Коломенского завода и был пущен экспресс «Красная стрела», на перегонах
развивавший скорость до 120 километров в час.
13.
Год 1965. Между тогда еще Ленинградом и Москвой начал курсировать
дневной скоростной поезд «Аврора», способный разгоняться до 160 км/час.
![14. Электропоезд ЭР-200 Рижского вагоностроительного завода](https://img-fotki.yandex.ru/get/43388/156792724.2fe/0_14ed7d_9dbefac1_orig.jpg)
14.
Год 1984. В график движения введен электропоезд ЭР-200 Рижского
вагоностроительного завода, но он ходит только раз в неделю. Этот поезд
способен развивать скорость до 200 километров в час, а в пути проводит
около пяти часов.
![15. Высокоскоростной поезд «Сапсан»](https://img-fotki.yandex.ru/get/196020/156792724.2fe/0_14ed7e_eb045b35_orig.jpg)
15.
1996-2000 годы. Проведена реконструкция магистрали Петербург — Москва,
фактически построена по современным технологиям новая железная дорога.
Благодаря реконструкции составы могут достигать скорости 200-250
километров в час. И с декабря 2009 года на любимом многими маршруте
появляется высокоскоростной поезд «Сапсан», преодолевающий расстояние в
650 км всего за 3 часа 45 минут.
Октябрьская
железная дорога прошла большой путь. В наши дни проходит по
Ленинградской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской,
Мурманской, Вологодской, Ярославской областям, по территориям
Санкт-Петербурга и Москвы, а также Республики Карелия, соединяет Россию с
иностранными государствами. И кто бы мог подумать, что паровоз,
преодолевающий это расстояние практически за сутки, превратится в
скоростное чудо 21 века?