И.А. Бенедиктов о Сталине и о Хрущёве».
Боим (Бойм) Соломон Самсонович |
Впервые воспоминания и рассуждения Бенедиктова, изложенные во время бесед с журналистом Летовым (В.Н. Добровым) в 1980-81 гг., были опубликованы в 1989 г. в апрельском номере журнала «Молодая гвардия».
Они вызвали большой резонанс в стране. В 2001 г. В.Н. Добров опубликовал раздел, не вошедший в публикацию 1989 г. В 2003 г. воспоминания вышли отдельным изданием в Турции на турецком языке.
«Не надо Советский Союз равнять с Западом. У нас другой строй, другие люди, другое сознание и отношение к жизни.
Почитайте российскую историю, Ключевского, например. В России от первого лица всегда зависело и будет зависеть очень многое. Так уж мы устроены, такой уж у нас, как скажут учёные грамотеи, «генетический код».
- Тем более при социализме, который, убеждён, в наибольшей степени отвечает особенностям нашей страны.
- В условиях планомерного и управляемого развития роль субъективного фактора неизмеримо возрастает, здесь кадры, в первую очередь, руководящие кадры, действительно решают всё.
- Но в этом присутствует и негативный момент. Если компетентное руководство резко ускоряет развитие страны, то некомпетентное в такой же степени резко тормозит и даже поворачивает его вспять. Сталин доказал первое, Хрущёв второе.
- Всё зависит от того, кто придёт на смену нынешнему, промежуточному по своей сути руководству. Если Сталин со своей командой — пойдём вперёд такими шагами, что лет через десять-пятнадцать все останутся позади, включая и хвалёную Америку.
- Ну а если руководители мелкобуржуазной закваски типа Хрущёва, плохо будет.
- Второго Хрущёва страна просто не выдержит. И не потому, что строй плох или государство слабое. Никудышный капитан, повторяю, способен разбить о скалы самое современное судно. Достаточно выпустить руль из рук». (Бенедиктов)
Шемякин Михаил Михайлович (Россия, 1908-2003) «На работу» 1952
Интервью
ЦИТАТА: «Спрос за упущения был конкретный, индивидуальный, а не размыто-коллегиальный, как сейчас, когда пропадают миллиарды, приходят в запустение целые регионы, а ответственных днем с огнем не сыщешь! В наше время ситуация подобного рода была просто немыслимой. Нарком, допустивший перерасход двух-трех тысяч рублей, рисковал даже не своим постом, жизнью!»
Отмечал Бенедиктов и до сих пор характерное для власти «стремление к реорганизациям и реформам, постоянный перестроечный зуд». Он был уверен, что число таких реорганизаций в России необходимо уменьшить раз в десять, и все силы бросить на «кропотливую работу по реализации немногих, но четких и конкретных решений».
Интересно, что, по словам Бенедиктова, во времена бытности его министром ни одного постановления или решения ЦК или Политбюро не оставалось невыполненным. А в 80-е (на момент записи одного из интервью. — EG.RU.) среди растущей лавины всевозможных правительственных директив нельзя было найти такой, которая была бы выполнена хотя бы наполовину…»
О Сталине и его критиках
ЦИТАТА: «При Сталине … главным критерием являлось умение человека на деле и в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему. Никакие соображения личной преданности и близости к «вождю», так называемый «блат», … в расчет не брались. Более того, с людей, которым Сталин особо симпатизировал, … спрос был и жестче, и строже».
Бенедиктов также опровергал распространённые мифы о жестокости Сталина по отношению к людям, обвинённым во вредительстве. По словам экс-министра, вождь в своё время слыл либералом среди членов Политбюро — и не зря: как правило в таких делах он становился на сторону обвиняемых и добивался их оправдания. Смысл сталинских выступлений при этом сводился к тому, что «даже с врагами народа надо бороться на почве законности, не сходя с нее».
ЦИТАТА: «Сталин, по сути, ничего не знал, кроме работы, и трудился с полной самоотдачей, не делая себе ни малейших поблажек и послаблений, по 14, 15, 16 часов в день. Подчиняясь заданному им ритму, в таком же напряжении трудились члены Политбюро. … В отпуск уходили раз в 5-6 лет, да и то далеко не все. Выходных практически не бывало».
Одной из главных бед российских управленцев Бенедиктов считал то, что они пытаются копошиться в реальных и выдуманных ошибках 40-летней давности, вместо того чтобы «бороться с мерзостями сегодняшнего дня, давно превзошедшими и по масштабу, и по пагубности воздействия все, что было в прошлом».
ЦИТАТА: «Сейчас, через 40 лет, легко кричать об ошибках прошлого, куда трудней объективно разобраться и понять, почему они произошли. Впрочем, языком всегда легче работать, чем головой…»